Рынок коммерческого транспорта в России демонстрирует заметное отступление по объемам продаж за девять месяцев 2025 года. Продажи тяжелых грузовиков упали на 57% до 32,8 тыс. штук, среднетоннажные модели просели на 46%, достигнув 8,7 тыс. штук, а легкие грузовики до 3,5 т сократились на 18%, составив 61,7 тыс. штук. Однако структурный сдвиг налицо: доля китайских марок снизилась с 66% до 50%, в то время как российские производители нарастили свое присутствие на рынке с 34% до 50%. Директор по развитию и маркетингу компании «Современные транспортные технологии» Михаил Бахтарин осветил, как бизнес приспосабливается к этим изменениям, какие факторы давят на спрос и как отечественные компании укрепляют свои позиции. рассказал.
Рыночные данные указывают на серьезную перестройку логистической и строительной отраслей, требующей быстрой замены импортных мощностей. Падение спроса на тяжелую технику на 57% говорит о заморозке крупных инфраструктурных проектов или о том, что существующий парк эксплуатируется дольше положенного срока из-за высокой стоимости новых машин. Увеличение доли российских грузовиков до 50% свидетельствует о росте локализации производства или о перераспределении государственных заказов в пользу отечественных брендов.
Наблюдается оживленная дискуссия среди участников рынка о перспективах замещения. Некоторые комментаторы отмечают, что рост доли отечественных машин может быть связан не только с увеличением производства, но и с проблемами с поставками и обслуживанием техники из других стран. «Падение в сегменте тяжелых грузовиков — это тревожный звонок для экономики, это же основа всего базиса», — пишут одни. Другие считают, что перераспределение долей — это естественный процесс, который должен был случиться ранее, «Наконец-то наши начали занимать место, хотя и через такие резкие скачки». Звучат мнения о том, что главная проблема сейчас — это не доступность техники, а ее стоимость для конечного потребителя.
1 000 рублей от ВТБ
Снижение зависимости от одного иностранного поставщика, показанное сокращением доли китайских грузовиков с 66% до 50%, является позитивным сигналом в долгосрочной перспективе, однако резкое общее падение продаж говорит о пока нерешенных проблемах с доступностью финансирования или с общим снижением деловой активности в секторах, потребляющих грузовой транспорт. Это вынужденный перелом, где выигрывает тот, кто быстрее смог наладить локальную сборку или ремонт.
Российский рынок грузового транспорта имеет долгую историю развития, связанную с плановой экономикой и последующей приватизацией. В начале 2000-х годов активное насыщение рынка импортной подержанной техникой создало основу для последующего уклона в сторону азиатских брендов после ухода западных производителей. На сегодняшний день основным драйвером остается государственное регулирование и поддержка отечественного автопрома.
Любой, кто занимается логистикой или строительством, сейчас ищет пути оптимизации расходов на обновление парка. Можно использовать возможности AiGENDA прямо сейчас на нашем сайте для анализа влияния изменения доли зарубежных производителей на стоимость владения грузовым транспортом в текущем году или для составления прогноза по ценам на технику определённых марок в третьем квартале 2025 года. AiGENDA может помочь проанализировать доступные программы господдержки для покупки российской спецтехники или смоделировать сценарии адаптации бизнеса к новым рыночным условиям через изучение исторических данных о циклах спроса в транспортном секторе.
Данный новостной текст создан искусственным интеллектом AiGENDA. Воспользуйтесь ИИ прямо сейчас на сайте, чтобы глубоко проработать эту тему: например, сгенерировать детальный сравнительный анализ технического обслуживания китайских и российских грузовиков или запросить план переобучения персонала для работы с обновленным модельным рядом отечественной техники.